ФГБОУВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ г. Ижевск, 2017 г., по специальности «Врач лечебник».
Детский офтальмолог (окулист) обследует детей разных возрастов. Для каждого возраста обследование имеет свои особенности. Но обычно процедура состоит из таких элементов:
Исследование рефракции и остроты зрения, чтобы определить, нужны ли ребенку очки (или линзы)
Осмотр на предмет содружественности движения глаз
Биомикроскопия для осмотра передней части глаза (веко, хрусталик, роговица и др.)
Офтальмоскопия для осмотра глазного дна для выявления возможных изменений
Существуют следующие правила, регламентирующие частоту посещений врача для обследования зрения у детей:
Первый визит – в возрасте (до 6-ти месяцев) 1 месяца, для исключения врожденных патологий
Второе посещение – в 1 год
Третье – в 3 года
Четвертое – перед школой (в возрасте 5–7 лет)
Периодичность последующих визитов зависит от того, были ли обнаружены глазные заболевания:
Раз в 6 или 12 месяцев, если были зафиксированы патологии, болезни или иные проблемы со зрением
Раз в 2 года, если никаких проблем отмечено не было
При обследовании зрения у самых маленьких детей врач определяет, правильно ли развивается зрительная система. Для этого применяются такие манипуляции, как:
Оценка фиксации взгляда и слежения при помощи движущегося предмета (это может быть яркий шар на нитке или световое пятно)
Оценка рефракции (оптика глаза) с помощью автоматического рефрактометра или вручную
Обследование состояния глазного дна и его сред при помощи офтальмоскопа
Такие методы исследования позволяют определить наличие следующих патологий:
Атрофия нерва (зрительного)
Глаукома
Ретинопатия
Катаракта
Аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
При нормальном развитии зрительной системы ребенок способен различать цвета в возрасте 2–3 месяцев, а определять формы предметов и расстояние до них – в возрасте около года.
В этот возрастной период обследование зрения у детей помогает выявить наличие таких нарушений, как:
Амблиопия
Косоглазие
Нарушение объемного зрения, цветоощущения
Астигматизм
Миопия
Гиперметропия
Для этого используются следующие исследования:
На косоглазие: ребенку показывают предмет и одновременно по очереди закрывают ему глаза, чтобы определить наличие установочного движения; если оно будет зарегистрировано, то отслеживается его направление – внутрь или наружу, что означает расходящееся или сходящееся косоглазие. Также наличие косоглазия выявляется с помощью специальных тестов, компьютерных или печатных, и на аппарате «Синоптофор» (с четырехлетнего возраста)
Оценка рефракции посредством ретиноскопии (скиаскопии)
Дети-школьники испытывают серьезные зрительные нагрузки, поэтому в данный период при профилактическом обследовании врач может диагностировать такие заболевания и нарушения:
Астигматизм
Гиперметропия (дальнозоркость)
Некорректная работа глазных мышц или нерва
Миопия (близорукость)
Дистрофические патологии
Для выявления подобных нарушений используются различные методы:
Определение бинокулярности или монокулярности
Оценка конвергенции – совмещение зрительных осей глаз при осмотре находящихся близко предметов
Исследование зрения на остроту (посредством таблиц с буквами)
Анализ структур глазного дна
Осмотр структур передней части глаз