Коклюшная вакцина выпускается, как правило, в комбинации с дифтерийным и столбнячными анатоксинами (АКДС). Вакцина отечественного производства содержит более реактогенный, но при этом и более иммуногенный цельноклеточный коклюшный компонент. Кроме того, выпускаются комбинированные препараты «Бубо-М», «Бубо-Кок» и «АКДС-ГепВ» отечественного производства, а также импортные вакцины "Пентаксим", «Инфанрикс Пента", "Инфанрикс Гекса", "Тетраксим", "Инфанрикс". Импортные вакцины АаКДС (Адсорбированные ацеллюлярные Коклюшно-Дифтерийно-Столбнячные вакцины) содержат бесклеточный коклюшный компонент, который переносится лучше цельноклеточного, но при этом обладает более низкой иммуногенностью. Импортные вакцины, а также, например, вакцина «БУБО-кок» часто комбинируются с вакцинами против гепатита В, полиомиелита (инактивированными) и гемофильной инфекции типа b.
Для возрастных ревакцинаций против коклюша детей старше 6 лет и взрослых, как правило, применяются комбинированные вакцины с беcклеточным коклюшным компонентом, в состав которых также входят дифтерийный анатоксин в уменьшенном содержании и столбнячный анатоксин (вакцина Адасель).
Основной целью вакцинации против коклюша является снижение риска возникновения острого коклюша в грудном возрасте. Важно отметить, что дети в возрастной группе от 7 до 14 лет занимают лидирующее место в структуре заболевших за счет ослабления поствакцинального иммунитета как раз к возрасту 6–7 лет. У детей школьного возраста и взрослых коклюш также может протекать весьма тяжело, поэтому, для продления иммунитета, возможно проведение возрастных ревакцинаций в более старших возрастах. Более того, именно дети школьного возраста, а также родители являются одними из основных источников инфекции для не привитых детей первых месяцев жизни, у которых коклюш протекает особенно тяжело.
Несмотря на значительные различия в содержании, способе изготовления между цельноклеточными и бесклеточными вакцинами против коклюша, комплексные клинические испытания показали, что наиболее действенные вакцины любой из этих категорий защищают от клинических проявлений болезни более 85% вакцинированных лиц. Лучшие бесклеточные вакцины демонстрируют такую же эффективность, что и лучшие цельноклеточные вакцины (85%).
До сих пор ведутся споры о том, являются ли моновалентные или бивалентные бесклеточные вакцины (содержащие один только инактивированный коклюшный токсин или в комбинации с FHA) столь же эффективными, что и поливалентные бесклеточные вакцины (содержащие 3-5 компонентов). Однако все лицензированные бесклеточные вакцины продемонстрировали свою высокую эффективность в борьбе с коклюшем среди детей грудного и раннего возраста при условии достижения надлежащего уровня охвата прививками (>90%).
В 2008 г. около 82% всех детей грудного возраста в мире были привиты тремя дозами вакцины против коклюша. По оценкам ВОЗ, в 2008 году в результате вакцинации против коклюша было предотвращено около 687 000 случаев смерти.
Если прививки проводятся вакцинами АКДС, то следует помнить, сто что эти вакцины являются наиболее реактогенными, "тяжелыми" вакцинными препаратами. В среднем нежелательные явления встречаются у трети привитых. Они проявляются умеренным повышением температуры тела, легким недомоганием в течение суток после вакцинации. Как правило, все поствакцинальные реакции на АКДС-вакцины развиваются не позднее 72 часов после прививки и длятся не более 48 часов. Бесклеточные вакцины считаются менее реактогенными. Наиболее характерными для бесклеточных вакцин можно назвать низкую частоту температурных реакций, местных реакций в месте введения и, что наиболее важно, частоты развития поствакцинальных осложнений.
К вероятным специфическим осложнениям на АКДС-вакцины можно отнести неврологические осложнения, которые крайне редки. Как предполагается, они могут быть вызваны тем, что токсины (даже инактивированные) коклюшной палочки в комбинированных вакцинах имеют свойство раздражать у крайне небольшой части восприимчивых детей мозговые оболочки. Осложнения в виде энцефалопатии – менее 1 случая на 300 тысяч привитых.
В настоящее время в мире судороги без повышения температуры не считают осложнением на прививку. Исследования, проведённые в Великобритании в 1960-1970 гг. свидетельствуют об одинаковой частоте развития судорог и у привитых и у непривитых детей. При этом первые проявления таких заболеваний как эпилепсия, органическое поражение головного мозга могут появляться в возрасте 3-4 месяцев в виде судорог, когда проводят вакцинацию, и связаны с прививкой только временным фактором.
Развитие афебрильных судорог свидетельствует о наличии у ребенка органического поражения нервной системы, которое не было учтено и выявлено или не могло быть выявлено до прививки по объективным причинам. Поэтому в случае развития афебрильных приступов необходимо проведение всестороннего неврологического обследования для постановки диагноза.
Всех детей грудного возраста, включая ВИЧ-позитивных, следует иммунизировать против коклюша. За исключением анафилактической реакции на предыдущее введение вакцины, строгих противопоказаний для этой вакцинации не имеется. Данных в поддержку представления о том, что перенесенный ранее энцефалит может являться противопоказанием для вакцинации против коклюша, нет.
С 3 месяцев. Вакцинация проводится троекратно с интервалом 45 дней и однократной ревакцинацией через 12 месяцев после 3-й прививки, т.е. в 18 месяцев жизни.
Оптимальной стратегией контроля коклюшной инфекции является максимальный своевременный охват профилактическими прививками детей первых двух лет жизни в сроки, рекомендованные национальным календарём профилактических прививок (в 3-4,5-6-18 мес.); догоняющая иммунизация детей, не привитых своевременно; проведение возрастных ревакцинаций против коклюша детей в 6-7 лет, 14 лет, подростков и взрослых с 18 лет каждые 10 лет с момента последней ревакцинации.