Ольга Юрьевна, почему вы выбрали детскую неврологию/эпилептологию в качестве специальности? Есть ли у вас личная история или опыт, который повлиял на ваше решение стать детским неврологом?
Детская неврология - это была моя мечта с института. Я, правда, поздно пришла в неврологию, но, тем не менее, судьба привела меня и я пришла. Все равно, наверное, это было какое-то провидение. Почему неврология? Потому что где-то лет через 10 мой сын столкнулся с неврологическим заболеванием, и это было нужно для того, чтобы я помогла ему справиться с этим. Слава Богу, сейчас у него все хорошо.
Есть ли у вас любимое направление в неврологии? Какое?
Эпилептология, конечно же. Почему? Потому, что заболевание это достаточно стигматизирующее пациентов, т.е пациенты боятся дигноза, боятся информации о своем заболевании, но на сегодняшний день, оно, слава Богу, хорошо лечится. По мировой статистике 60% людей, болеющих эпилепсией вылечиваются, и мы отменяем лечение.
Какие виды диагностики вы считаете максимально информативными?
Опять же, если мы говорим об эпилептологии это обязательно ЭЭГ во сне, обязательно МРТ головного мозга, при периферических заболеваниях это электронейромиография и МРТ всего позвоночника, правильнее сказать МРТ спинного мозга.
Какие качества нужно проявить врачу, чтобы установить контакт с ребенком и его родителями? Как вы находите подход к детям и их родителям на приеме?
Бывают разные состояния, и дети, особенно маленькие, они считывают настроение. И если что-то внутри беспокоит врача (внешне, конечно, этого никогда не проявляешь), малыши, особенно до года, это очень чувствуют. Поэтому, я считаю, что надо отрешиться от всего, вот у тебя «здесь и сейчас», этот ребенок и надо с ним договориться и, самое главное, постараться максимально ему помочь.
Как вы объясняете детям и их родителям сложные медицинские термины и процедуры?
Наверное, так же, как бы я объяснила своим домашним. То есть без медицинских терминов. Ведь всегда можно объяснить что-то сложное своими словами, поэтому я всегда все разъясняю, чтобы родители поняли, стараюсь привлечь их на свою сторону.
Какую роль играют родители в лечении и поддержке детей с неврологическими заболеваниями?
Как и при любом другом заболевании. Надо найти с ними общий язык и, повторюсь, перетянуть их на свою сторону. Если они хотят помочь ребенку, они будут помогать лечащему врачу, и, соответственно, мы вместе будем против болезни.
С подростками бывает сложно, но когда им объясняешь, ставишь им цели: «у тебя все вылечится», «у тебя все пройдет», тогда у них выше комплаэнс, другими словами, они замотивированы в приеме препаратов.
Есть ли у вас опыт работы с пациентами, страдающими редкими нервными заболеваниями? Какими?
Да, встречаются на приеме. Они наблюдаются в специализированных центрах, однако сопутствующие патологии наблюдают узконаправленные специалисты. Предположим, есть такое заболевание - туберкулезный склероз. Оно лечится своими препаратами, есть центр по туберкулезному склерозу, но у детей с этим заболеванием есть приступы. Соответственно, это я смотрю, это я лечу.
Есть дети с генетическими заболеваниями, которые, ну вот, поставлен диагноз и все. Никакого лечения нет. Но если что-то сопутствует, приступы, еще какие-то двигательные нарушения, да, я этим занимаюсь.
Какой случай из вашей практики вы считаете самыми трогательным или запоминающимся?
Наверное, Маша. Ей, наверное, лет 10 уже. Когда она родилась, это был второй ребенок в семье. Это была болезнь Дауна. При болезни Дауна характерны множественные пороки. И она была вся как тряпочка - у нее была мышечная гипертония. Также был порок сердца и судороги. Нам нужно было определить, с чего начать, потому что операция была необходима, а судорожного ребенка не берут на операцию. И вот этот вопрос нужно было решать. В итоге, ее прооперировали, судороги у нее прошли, она ходит. Занимается в реабилитационном центре. Ну, и мы видимся с ней.
Какое самое важное качество, по вашему мнению, должно быть у детского невролога?
Мне кажется у любого врача - желание помочь. Потому что, ну, вот так складывается ситуация, что, может быть, в силу каких-то причин, когда врачи не могут разобраться с диагнозом моих близких, мне приходится читать, много-много читать. Точно так же, если с пациентами возникает какой-то вопрос, обязательно надо где-то найти об этом информацию, почитать, посмотреть, и тогда она уже хорошо откладывается в памяти.
Ольга Юрьевна, какой ваш фирменный совет для молодых врачей?
Читать, читать и читать. Есть такое хорошее выражение, не знаю, сейчас его используют или нет: "Нельзя поставить диагноз, который не знаешь". Вот я уже сколько лет в медицине? Вот я сюда к вам ехала, у меня планшет, там лекции. Пусть они не по неврологии, пусть они "по общему", но я все равно читаю. Любая информация может оказаться полезной, даже мелочь, казалось бы: общий анализ крови, общий анализ мочи, или же, например, какая-то желудочная патология - эти знания все равно влияют на моих пациентов.